Если Вы хотите воочию, увидеть и познакомиться с горными племенами Индокитая, путешествие в этот регион включено в маршрут индивидуальных туров:
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ VIP-ТУР КАМБОДЖА И ЛАОС ЗА 8 ДНЕЙ
или
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ VIP-ТУР ПО ЮЖНОМУ ЛАОСУ «КОЛЛЕКЦИЯ ЛУЧШИХ ВОДОПАДОВ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ»
или
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ VIP-ТУР ПО ДЖУНГЛЯМ ПЛАТО БОЛАВЕН (ЛАОС) С ПОЛЕТАМИ НА ЗИП-ЛАЙНЕ
а также в экзотический тур:
Авторский VIP - сафари тур «Джунгли Камбоджи»
Хребет Аннамит это пограничные, недемаркированые области Камбоджи, Лаоса и Вьетнама. Провинции Камбоджи: Ратанакири и Мондулкири — одни из самых труднодоступных территорий юго-восточной Азии, покрытые джунглями, неисследованными до конца двадцатого столетия, и, до сих пор имеющими множество непознанных фрагментов.
Плато Аттапы на территории Южного Лаоса и пограничная с ним провинция Ратанакири была заселена как минимум с каменного или бронзового века, а торговля между горцами региона и городами вдоль Сиамского залива датируется как минимум 4 веком нашей эры. В шестом веке нашей эры на эту территорию вторглись аннамиты, чамы, кхмеры, и таи, на протяжении своей ранней истории, но ни одна империя никогда не ставила этот район под централизованный контроль.
С 13 века, или ранее, до 19 века горные деревни часто подвергались набегам со стороны кхмерских, лаосских и тайских работорговцев. Этот регион был завоеван правителями Лаоса в 18 веке, а затем - тайцами в 19 веке.
Проживающие здесь народы это малые горные племена австрало-полинезийской группы - хмонги (hmong), кренг (kreung), брао (brao), тампуан (tampuan), джарай (jarai), и лое (loy)…,которые живут первобытно-общинным строем и исповедуют анимизм и тотемизм.
Монские и кхмерские племена заселяли Лаос и Камбоджу и образовывали свои государства до вторжения с севера племён таи и лао, которые были вытеснены на юг из Южного Китая монголами.
Брао, Тампуан, Кренг, и другие группы горцев северо-востока Камбоджи верят, что злобные духи населяют эти леса. Людям вечно угрожает опасность оскорбить этих разъяренных невидимых духов, если определенный этикет нарушен - например, если земля вырублена в лесу духов, или если охотятся на неправильный вид животных, или если знаки в природе игнорируются и мы делаем то, чего не должны делать.
Наказанием обычно является травма, болезнь или смерть. В любом случае с деревенским «волшебником» или шаманом консультируются, чтобы узнать, что случилось, и он расскажет жертве и семье, что необходимо для исправления ситуации - обычно это жертвоприношение в виде курицы или свиньи и несколько глиняных кувшинов с рисовым вином.
В этом смысле анимизм - это старейшая форма защиты окружающей среды: определенные места закрыты для человеческой деятельности, потому что они считаются священными.
Горные племена, до сих пор, населяют более высокие районы этих стран, выше 1000 метров над уровнем моря. Эти районы обычно отдалены от городов и рек и хуже доступны. Их доля составляет 10 % населения.
Основной слой народных верований этих народов хранит фетишистские, тотемистические (в частности культ деревьев) и анимистические представления.
Среди семейных обрядов преобладают буддистские, среди производственных — старинные народные.
Например, ритуальное заклание буйвола.
У более поздних переселенцев, не принявших буддизма, господствуют культы предков и духов местности. В прошлом их часто называли «кха». В наше время в Камбодже хорошо сохранились этнические группы народов кхму и ламет.
На севере и северо-западе Лаоса отдельными группами разбросаны поселения Этнического племена кхму(самоназвание кхму, му, кхамук), насчитывающего более 100 тыс. человек.
На северо-западе Лаоса, у границы с Таиландом и Бирмой, живет близко родственный кхму народ, называющий себя ламет (30 тыс. человек).
Кхму, ламет, футень и другие названные народы в специальной литературе, иногда, относят к группе горных монов, тогда как мон-кхмеры центрального и южного Лаоса включаются в группу горных кхмеров. Это со, боловен, суи (включая алак), брао и мелкие группы: кхату, сок, сапуан и др.
В районе между Меконгом и Конгом (Се-Конг) на границе с Камбоджей расселены джарай или ламет, насчитывающие 60 тыс. человек. Они живут на плато Болавен (Bolaven), известного своими старорастущими джунглями и гигантскими деревьями.
Ламет занимаются выращиванием суходольного риса подсечно-огневым способом.
Основными орудиями при этом служат втульчатый топор и длинный нож, которыми рубят деревья для нового поля, и сажальный кол.
Ламет выращивают также таро, ямс, батат, кукурузу, красный перец, тыкву.
Около деревень сажают фруктовые деревья: бананы, манго, цитрусовые и масличные пальмы.
Ламет разводят буйволов, свиней, собак и кур. Большую роль в их хозяйстве играет охота, на которую мужчины выходят с копьями и арбалетами.
Кроме того, ламет ставят на диких животных разнообразные ловушки.
Вершами и сетями ловят рыбу. Женщины и дети собирают в джунглях для питания дикорастущие плоды и коренья.
Все женщины в деревне курят вот такие трубки или самодельные сигары с душистым табаком, который собирают в лесу.
Развита обработка различных растительных материалов для изготовления утвари, особенно плетения из бамбука, ротанга и пальмовых листьев.
Гончарства и ткачества у ламет нет, как и обработки железа. Железные орудия и ткани они получают от соседей — лу и лао, отдельные деревни которых специализируются на обработке металла.
Поселение ламет состоит в среднем из 15 домов, расположенных вокруг общинного дома. У северных ламет планировка беспорядочная, у южных дома расположены по кругу. Свайные амбары находятся вне этого круга. Жилище ламет стоит на сваях из твердого дерева. Для сооружения остальных частей каркаса, пола и стен используется бамбук. Крыша — из соломы или листьев пальмы.
Дом имеет одну или две веранды. Внутри есть помещения для супружеских пар с отдельными очагами.
При временных работах в поле или в лесу ламет устраивают ветровой заслон или навес над ложем из бамбуковых стволов.
Женская одежда состоит из тканой юбки и распашной блузы. Мужчины надевают куртку и штаны.
Иногда, мужчины носят традиционную набедренную повязку.
На лицо наносят татуировку, различающуюся у северных и южных ламет.
Земля находится в собственности территориальной общины, которую возглавляет выборный староста. В хозяйстве ламет важную роль играют большие семьи. Но, наряду с этим у них выделился слой зажиточных людей, имеющих большие права в деревенских делах. Их богатство составляется из буйволов и бронзовых барабанов.
Рядовые общинники обычно имеют одну жену; поселение супругов матрилокальное. Однако у феодализирующейся верхушки встречается многоженство.
В этих случаях жены поселяются в доме мужа.
Ламет почитают различных духов местности и духов-покровителей.
В обрядах и празднествах ламет большое место занимает музыка, исполняемая на гонгах, свирелях и бронзовых барабанах, которые они покупают в Таиланде у каренов.
Вместе с ламет на территории Южного Лаоса широко распространены племена Кхму «путинг», т. е. «люди, живущие наверху».
Кхму и ламет осознают себя как близко родственные народы.
Кхму также занимаются подсечно-огневым земледелием с суходольным рисом в качестве основной культуры. Лес рубят топором и длинным ножом.
В отличйе от ламет, для рыхления земли кхму используют железную мотыгу.
Сеют с помощью сажального кола.
Лишь на полях зажиточных лао иногда для вспашки используют буйволов. В остальном хозяйство кхму такое же, как и у ламет.
Поселения мон-кхмеров южного Лаоса часто имеют радиальную планировку с общинным домом в центре. Жилища светлые. Особенность домов сок и сапуан— стены, наклоненные от пола вовне.
Новый дом для семьи или для молодой пары, если в доме отца мало места, строят коллективно. Предварительно заготавливают все материалы.
Затем в один-два дня собирают каркас и устанавливают весь дом. Обычно дом одной стороной опирается на склон холма, другой — на сваи.
В дом ведут две лестницы. Одной из них могут пользоваться все, другой— только члены семьи и ближайшие родственники.
Дом поделен на четыре ячейки. Передняя правая часть предназначена для мужчин и гостей, левая— для хозяина дома и его жены.
Задняя правая часть, связанная с гостевым помещением,— комната для ночлега молодых мужчин (в прошлом женихов,, отрабатывающих за жен), задняя левая, сообщающаяся с хозяйским помещением, отведена для женщин. В доме несколько очагов.
На расположенном в задней правой части готовят пищу для всех; тут можно обогреться и высушить одежду. Малый очаг в задней левой части дома служит для приготовления пищи только для членов семьи.
Иногда здесь же сооружается печь которой могут пользоваться только «старшие женщины»; прикосновение к ней мужчин — оскорбление для всей семьи. Меблировка дома состоит в основном из циновок, на которых сидят и спят днем. Ночью же спят на лежаках — приподнятых над полом бамбуковых топчанах, затянутых ротанговым плетением и покрытых циновками.
Отдельного описания заслуживают Хмонги. Достаточно крупная этническая группа, около 8 млн. человек, 500 тыс. из которой проживает в Лаосе и 100 тыс. в Камбодже. Говорят либо на кхмонгском языке, либо на языке мяо.
Большинство хмонгов живет на территории северного Лаоса и представляют из себя хорошо организованную, социально активную группу. Хмонги оказывали серьезное сопротивление французской интервенцией, а так же при участии ЦРУ США формированию социалистического строя в Лаосе и Вьентнаме, кроме того (сами или с подачи того же ЦРУ) были организаторами движения «Чао Фа», которое до 2003 года сотнями убивало мирное население в качестве протеста действующему правительству.
Многие из них после этого перебрались и осели в США или создали в Лаосе смешенные семьи с американцами. На настоящее время представители хмонгов одни из самых зажиточных людей в Лаосе. Благодаря проамериканской политике и заступничеству со стороны ЦРУ, почти не таясь выращивают и продают опиум и коноплю. Очень много «закрытых» деревень, которые живут по своим собственным законам, практически никак не взаимодействуя с внешним миром.
В Камбодже картина была схожей: в течение 1950-х и 1960-х годов король Камбоджи Нородом Сианук организовал кампанию застройки на северо-востоке Камбоджи, целью которой было поставить деревни под контроль правительства, ограничить влияние повстанцев в этом районе и «модернизировать» общины коренных народов. Некоторые кхмеры-лое были насильно переселены в низины для обучения кхмерскому языку и культуре.
Этнические кхмеры из других мест Камбоджи были переселены в провинцию, и были построены дороги и большие каучуковые плантации. Столкнувшись с тяжелыми условиями труда, а иногда и принудительным трудом на плантациях, многие кхмеры лое покинули свои традиционные дома и уехали в джунгли, подальше от провинциальных городов. В 1968 году напряженность привела к восстанию брао, в ходе которого было убито несколько кхмеров. Правительство отреагировало на это жестко, поджигая поселения и убивая сотни сельских жителей. В 1960-х годах восходящие «красные кхмеры» заключили союз с этническими меньшинствами в Ратанакири, используя недовольство племен лое на центральное правительство.
Штаб-квартира Коммунистической партии Кампучии была перенесена в Ратанакири в 1966 году, и сотни кхмеров лое присоединились к отрядам КПК. В этот период в Ратанакири также велась активная вьетнамская деятельность. Вьетнамские коммунисты действовали в Ратанакири с 1940-х годов; на пресс-конференции в июне 1969 года Сианук сказал, что Ратанакири «практически территория Северного Вьетнама».
В период с марта 1969 года по май 1970 года Соединенные Штаты предприняли масштабную тайную кампанию бомбардировок в регионе с целью разрушить убежища для коммунистических вьетнамских войск. Жители деревни были вынуждены покинуть основные города, спасаясь от бомбардировок, добывая пищу и живя в бегах с красными кхмерами.
В июне 1970 года центральное правительство вывело свои войска из Ратанакири, передав этот район под контроль красных кхмеров. Режим красных кхмеров, который изначально не был суровым в Ратанакири, становился все более репрессивным. Кхмерским лое было запрещено говорить на их родных языках или практиковать свои традиционные обычаи и религию, которые считались несовместимыми с коммунизмом.
Коммунальная жизнь стала обязательной, и несколько школ провинции были закрыты. Чистки этнических меньшинств участились, тысячи беженцев бежали во Вьетнам и Лаос. Предварительные исследования показывают, что тела, составляющие примерно 5% жителей Ратанакири, были захоронены в братских могилах.
После того, как вьетнамцы победили красных кхмеров в 1979 году, политика правительства по отношению к Ратанакири превратилась в политику мягкого пренебрежения. Кхмерским лое было разрешено вернуться к их традиционным средствам к существованию, но правительство мало обеспечивало инфраструктуру в провинции.
Во времена вьетнамцев между провинциальным правительством и многими местными общинами было мало контактов. Однако спустя долгое время после падения режима красных кхмеров мятежники красных кхмеров оставались в лесах Ратанакири. Повстанцы в основном сдавали оружие в 1990-х годах, хотя нападения на провинциальные дороги продолжались до 2002 года.
Племена занимаются натуральным хозяйством, отвергая цивилизацию и политические изменения в стране. Основные занятия местных жителей — охота и собирательство, выращивание табака и каучука, а также добыча драгоценных камней.
Самые популярные религии – культы язычества. В племенах, что живут в глубине лесов действуют шаманы и сохранившиеся магические обычаи прошлого. Ещё одно вымирающее национальное меньшинство, племя кромом (kramom). Племя известно тем, что издавна занимается собирательством и охотой в джунглях. Считается, что кромом — лучшие лекари, знающие секреты целебных трав и кореньев, а также свойства природных минералов.
Несмотря на закон 2001 года, разрешающий общинам коренных народов получать коллективные права на традиционные земли, некоторые деревни остались почти безземельными. Национальное правительство Камбоджи и Лаоса предоставляет Китаю и Вьетнаму концессии на землю, традиционно принадлежавшую коренным народам и заставляет их переселятся в буферные зоны и деревни, теряя их национальные особенности и культуру. Вы можете увидеть горные племена, путешествуя с нами в авторских турах:
Авторский VIP - сафари тур «Джунгли Камбоджи»