Блог

Пчум Бен - праздник голодных призраков в Камбодже

Пчум Бен, также известный как или «Фестиваль голодных призраков», является 15-дневным камбоджийским религиозным праздником, знаменующим окончание буддистского поста «Васса», который начинается в первый день убывающей луны в месяце Путробут до 15-го дня новолуния.


Каждый из первых четырнадцати дней фестиваля называется Днем Кан Бана. 15-й и последний день называется «Пчум Бен» и является началом трёхдневного национального праздника. «Пчум» означает «все вместе», а «бен» это традиционный сладкий рисовый колобок. Это значит: «Соберемся все, чтобы угоститься рисовыми колобками». В Камбодже эти дни официально нерабочие. В основном, празднование Пчум Бена выпадает на конец сентября-начало октября.


В первый день праздника Пчум Бен потусторонний мир открывает двери на землю, и дьявол освобождает всех призраков, которые устремляются домой к своим живущим родственникам.



Призраки ждут, что родственники, собравшись вместе в эти дни, будут вспоминать о них, а особенно об их заслугах при жизни. Те, у кого не было заслуг, а может и наоборот, плохая карма, должны быть «отмолены» монахами в пагодах, за счет принесенных потомками подношений.


Всего существует четыре вида призраков: те, кто ест кровь и гной, горящие призраки, которые всегда горят, просто вечно-голодные призраки, у которых зашит рот и Pakrakteaktopak Chivi.



Первые три типа призраков не могут получать пищу от своих родственников, пока их грехи не будут низведены до уровня Pakrakteaktopak Chivi, но могут получать пищу через монахов в местной пагоде.


В течение 14 дней Кан Бана, люди будут по очереди приносить еду монахам в своей местной пагоде в надежде, что их жертва принесет «заслуги», которые затем уменьшат грехи призраков их предков, чтобы те, во время появления в нашем мире, не отомстили живым людям за их скверное пребывание в аду.
Результатов этих подношений в «потустороннем мире» никто не знает, но все делают пожертвования, просто, чтобы на душе было спокойно).


Рано утром, хозяйки встают, чтобы приготовить сотни рисовых колобков и отнести их монахам в пагоды. Приносить подношения нужно рано, на рассвете, потому, что монахи принимают пищу до 12 часов пополудни. Потом монахи целый день и всю ночь поют буддисиские сутры а затем проводят церемонии раздачи принесенной пищи. Так происходит все первые четырнадцать дней.


Буддийские монахи очень радуются этим подношениям, поскольку дни Пчум Бена обычно выпадают в самую неприятную погоду сезона дождей, когда дождь идет беспрерывно, дороги раскисают от грязи, из-за чего монахам трудно покинуть свои пагоды и получать милостыню от местных жителей.


На пятнадцатый день, символизирующий окончание поста, кхмеры, по всей стране отправляются в свои родные провинции. В последнюю неделю праздников Вы не увидите в столице ни одного человека. Пномпень, как будто вымрет и превратится в город-призрак.


Все разъедутся по своим локальным деревням, встречать и кормить голодных призраков – предков семи поколений. Во всех храмах и пагодах проходят службы. Большинство церемоний включают процессию вокруг храмов и толпы жителей, которые ждут снаружи с зажженными палочками в руках, поскольку монахи выполняют ритуалы внутри храмов.


Невидимые призраки проявляются в местах своего локального прижизненного существования, насыщаются сладким лакомством и улетают, дав свое благословение и пожелав своим потомкам удачи в следующем году. Для тех привидений, у которых Дьявол зашивает рот, оставляя всего лишь маленькую дырочку, потомки делают очень мелко-помолотую сладкую рисовую кашу, чтобы накормить голодных духов.


На протяжении тысячи лет и по сей день, кхмеры являлись и являются анимистами, которые верят в то, что Вселенная и все, что в ней находится, имеет душу. Особенно, надо быть осторожными с душами объектов природного происхождения – деревьев, леса, гор и водоёмов.


Несмотря на то, что с 9 века анимизм слился с индуизмом а потом кхмеры стали официальными буддистами, тотемы, шаманы и поклонение призракам и духам не запрещены, а гармонично сливаются с буддистской религией, а изображения духов и тотемов леса присутствуют в буддистских храмах.